To read this webpage in English
Click Here
|
Прецессия планет
или
О чём писал Платон?
В.Л. Пахомов |
Данные современной астрономии позволяют понять, о чём писал
Платон более 2000 лет назад. Сформулирован закон прецессии планет солнечной
системы. Показано диатоническое строение солнечной системы.
Ключевые слова: Платон, Птолемей, Кеплер, Хокинс,
прецессия, планеты, солнечная система, закон прецессии, диатоника,
темперированный строй, пирамиды, круги на полях, календарное послание, музыка.
Содержание:
О чём писал Платон?
Веретено Ананки
Закон прецессии
системы планет
Диатоническая Солнечная система
Пирамиды
Круги на полях
Опасность прецессии
Литература
"И тогда воскликнул один из жрецов, человек весьма
преклонных лет:
"...Вы, эллины, вечно остаётесь детьми, и нет среди эллинов старца!
...ибо умы ваши не сохраняют в себе никакого предания,
искони переходившего из рода в род,
и никакого учения, поседевшего от времени.
Причина же тому, вот какая.
Уже были и ещё будут многократные и различные случаи погибели людей...
оставляя из всех вас лишь неграмотных и неучёных.
И вы снова начинаете всё сначала, словно только что родились,
ничего не зная о том, что совершалось в древние времена..."
— Платон, "Тимей".
Читая диалоги Платона, я обнаружил, что излагаемое им
устройство небесных сфер очень похоже на описание прецессионного движения планет
и картину полученную мною по данным, содержащимся в Календарном Послании [3]. Об
анализе полученных результатов пойдёт речь в этой статье.
Платон (427-347 г.г. до н.э.), древнегреческий мыслитель,
основатель Академии — философской школы, просуществовавшей почти 1000 лет (до
529 г.). Платону были известны математические и космологические учения
пифагорейцев. Проблем мироустройства Платон коснулся в двух своих диалогах —
"Государство" и "Тимей".
В диалоге "Тимей" Платон пишет о семи небесных телах,
"планетах":
"...возникли Солнце, Луна и пять других светил,
именуемых планетами, дабы определять и блюсти числа времени."
В этой статье я тоже буду включать Солнце в число планет,
чтобы не упоминать это каждый раз отдельно.
Рассматриваемая далее информация из диалога Платона
"Государство" была, по-видимому, столь необычна для самого Платона, что он
изложил её отдельно, как "Миф о загробных воздаяниях" [1]. На мой взгляд, этот
миф можно понять, как общее описание прецессии планет и закона, которому
подчиняется их прецессия. А весь этот миф, как изложение сохранившихся данных
древней науки, уже не понятных во времена Платона.
Платон писал:
"Я передам тебе не Алкиноево повествование, а рассказ
одного отважного человека, Эра, сына Армения, родом из Памфилии. Как-то он был
убит на войне; когда через десять дней стали подбирать тела уже разложившихся
мертвецов, его нашли еще целым, привезли домой, и когда на двенадцатый день
приступили к погребению, то, лежа уже на костре, он вдруг ожил, а оживши,
рассказал, что он там видел.
...
Всем, кто провел на лугу семь дней, на восьмой день надо было встать и
отправиться в путь, чтобы за четыре дня прийти в такое место, откуда виден луч
света, протянувшийся сверху через все небо и землю, словно столп, очень похожий
на радугу, только ярче и чище. Они дошли до него, совершив однодневный
переход, и там увидели, внутри этого столпа света, свешивающиеся с неба концы
связей, ведь этот свет — узел неба; как брус на кораблях, так он
скрепляет небесный свод. На концах этих связей висит веретено Ананки,
придающее всему вращательное движение. У веретена ось и крючок — из
адаманта, а вал — из адаманта в соединении с другими породами.
Устройство вала следующее: внешний вид у него такой же, как у здешних, но, по
описанию Эра, надо представлять себе его так, что в большой полый вал вставлен
пригнанный к нему такой же вал, только поменьше, как вставляются друг в друга
сосуды. Таким же образом и третий вал, и четвертый, и еще четыре. Всех валов
восемь, они вложены один в другой, их края сверху имеют вид кругов на общей оси,
так что снаружи они как бы образуют непрерывную поверхность единого вала, ось же
эта прогнана насквозь через середину восьмого вала.
Первый, наружный вал имеет наибольшую поверхность круга, шестой вал — вторую по
величине, четвертый — третью, восьмой — четвертую, седьмой — пятую, пятый —
шестую, третий — седьмую, второй — восьмую по величине25.
...
Сверху на каждом из кругов веретена восседает по Сирене; вращаясь вместе с ними,
каждая из них издает только один звук, всегда той же высоты. Из всех
звуков — а их восемь — получается стройное созвучие28.
...
Вот начало другого оборота, смертоносного для смертного рода."
—
Платон, "Государство", Книга Х, Миф о загробных воздаяниях.
Далее я приведу некоторые цитаты и рисунки из примечаний к этому диалогу [1].
Примечание 25.
"Веретено Ананки (Необходимости) находится в центре светящегося столпа и
привязано к концам небесных связей, причем ось веретена есть не что иное, как
мировая ось, а вал (или "пятка") устроен наподобие полушария или усеченного
конуса, включающего в себя семь других полушарий, образующих с первым восемь
небесных сфер (см. рис. 1 и 2).
Эти сферы имеют различную величину поверхностей, образующих определенную
пропорцию. Первая, внешняя, сфера, заключающая в себе все остальные,— самая
большая и является небом неподвижных звезд (см. также: Тимей, прим. 50...)."
|
|
Рисунок 1
Античное веретено, которому соответствует форма веретена Ананки. |
Рисунок 2
Вид веретена Ананки сверху.
Римские цифры обозначают порядок сфер (или номера валов). Арабские — соотношение
их поверхностей. |
Примечание 28.
"Интервалы между восемью сферами составляют октаву, или гармонию,
так что весь платоновский космос звучит, как хорошо настроенный инструмент,...
См. также: Тимей, прим. 50."
Размеры кругов (рис. 2) вычислены в соответствии с описанием данным в диалоге
"Тимей" [1].
Платон писал о строении космоса:
"Делить же он начал следующим образом: прежде всего
отнял от целого одну долю, затем вторую, вдвое большую, третью — в полтора раза
больше второй и в три раза больше первой, четвертую — вдвое больше второй, пятую
— втрое больше третьей, шестую — в восемь раз больше первой, а седьмую — больше
первой в двадцать семь раз.
После этого он стал заполнять образовавшиеся двойные и тройные промежутки,
отсекая от той же смеси все новые доли и помещая их между прежними долями таким
образом, чтобы в каждом промежутке было по два средних члена, из которых один
превышал бы меньший из крайних членов на такую же его часть, на какую часть
превышал бы его больший, а другой превышал бы меньший крайний член и уступал
большему на одинаковое число. Благодаря этим скрепам возникли новые промежутки,
по 3/2, 4/3
и 9/8, внутри прежних промежутков.
Тогда он заполнил все промежутки по 4/3
промежутками по 9/8, оставляя от
каждого промежутка частицу такой протяженности, чтобы числа, разделенные этими
оставшимися промежутками, всякий раз относились друг к другу как 256 к 243. При
этом смесь, от которой бог брал упомянутые доли, была истрачена до конца50.
Затем, рассекши весь образовавшийся состав по длине на две части, он сложил обе
части крест-накрест наподобие буквы Х и согнул каждую из них в круг,
заставив концы сойтись в точке, противоположной точке их пересечения. После
этого он принудил их единообразно и в одном и том же месте двигаться по кругу,
причем сделал один из кругов внешним, а другой — внутренним. Внешнее вращение он
нарек природой тождественного, а внутреннее — природой иного. Круг
тождественного он заставил вращаться слева направо, вдоль стороны
[прямоугольника], а круг иного — справа налево, вдоль диагонали [того же
прямоугольника], но перевес он даровал движению тождественного и подобного, ибо
оставил его единым и неделимым, в то время как внутреннее движение шестикратно
разделил на семь неравных кругов, сохраняя число двойных и тройных промежутков,
а тех и других было по три. Вращаться этим кругам он определил в противоположных
друг другу направлениях, притом так, чтобы скорость у трех кругов была
одинаковая, а у остальных четырех — неодинаковая сравнительно друг с другом и с
теми тремя, однако отмеренная в правильном соотношении51."
—
Платон, "Тимей"
Цитаты из примечаний к диалогу "Тимей" [1]:
Примечание 50.
"Разделение целого тела космоса можно понять, только учитывая связь Платона с
пифагорейской традицией символики чисел. Платон берёт здесь две
последовательности чисел: 1, 3, 9, 27 и 2, 4, 8,...
Таким образом, единое целое космоса составляет ряд: 1, 2, 3, 4, 8, 9, 27,...
С точки зрения Платона, это и есть структура всех сфер, составляющих космос...
здесь кроме Луны и Солнца подразумеваются те 5 планет, которые были известны в
античности...
Между числами данного космического семичлена существуют некие пропорциональные
отношения, которые можно выразить, заполнив промежутки между указанными числами.
Это можно сделать, только учитывая наличие трёх типов пропорций (по нашей
терминологии, прогрессий) — арифметической (1, 11/2,
2), геометрической (1, 2, 4) и гармонической 1, 1/3,
2). Эти пропорции (прогрессии) соответствуют пифагорейскому учению о
количественных отношениях музыкальных тонов; таким образом, космос Платона весь
строится по принципу музыкальной гармонии...
Кроме того, надо сказать, что вся космическая пропорциональность покоится на
принципе золотого деления, или гармонической пропорции, когда целое так
относится к большей части, как большая часть относится к меньшей."
Примечание 51.
"Действия демиурга можно представить себе следующим образом. Всю образовавшуюся
массу он делит и складывает так, что получает плоскости экватора и солнечной
эклиптики, которые пересекаются под наклонным углом (согласно современному
представлению, 23° 27' 42") в точках равноденствия,...
Движение экваториальной плоскости Платон называет движением вдоль стороны
прямоугольника, а движение плоскости эклиптики — движением вдоль
диагонали того же прямоугольника."
Такое описание соответствует следующему рисунку.
Рисунок 3
Небесный экватор и эклиптика действительно пересекаются, образуя букву Х,
как и писал Платон.
Итак, я изложил необходимый минимум сведений из диалогов
Платона, которые буду далее анализировать. В целом, с описанием космологии
Платона можно ознакомится, прочитав его диалоги целиком.
Считается, что явление прецессии было открыто греческим
астрономом Гиппархом из Никеи (около 160 г. до н.э.). То есть намного позже
времени Платона. Так что, Платон ничего не мог знать о ещё не открытом явлении.
Что же привлекло моё внимание в описаниях Платона?
Я
обратил внимание, что веретено (рис. 1) имеет вид усечённого конуса.
Коническая форма веретена напоминает о прецессии. Ось вращения планеты в ходе
прецессии описывает конус. Я писал об этом в книге [3].
Рисунок 4
Прецессия Земли
Ось конуса перпендикулярна к плоскости эклиптики
Также, в описании Платона удивляет странное соответствие между номерами валов
(планетами) и размерами соответствующих им кругов. Указанный порядок планет
(сфер) странно перепутан. Это даже не какая-либо модель геоцентрической системы,
известная во времена Платона. Как объяснить такой запутанный порядок планет?
Более всего моё внимание привлёк рисунок 2. Здесь видно очень характерное
расположение кругов. Они группируются в 3 группы, по 2, 2 и 3. Восьмой круг,
внешний — сфера неподвижных звёзд.
Теперь перейдём к современным данным.
Веретено Ананки
В Календарном Послании [3] есть данные о периодах прецессии
семи планет. Когда я сделал рисунок, соответствующий этим данным, он был
аналогичен рисунку 2. Поэтому рисунок 2, созданный по описанию Платона и привлёк
моё внимание. К сожалению, современная астрономия ещё не имеет данных о периодах
прецессии планет. Но, по крайней мере, сейчас уже есть данные о координатах
северного полюса планет. Они позволяют получить рисунок подобный рисунку 2.
Далее я покажу, как получить такой рисунок.
На веб-сайте "Planetary
Fact Sheet" (NSSDC, NASA Goddard Space Flight Center) есть данные об
экваториальных координатах северного полюса всех планет. Выполнив перевод
координат из экваториальной системы в эклиптическую и галактическую системы, я
получил следующую таблицу.
Таблица 1
Координаты северного полюса
|
lg |
bg |
le |
βe |
RA |
Dec |
Солнце |
94.45 |
22.77 |
345.79 |
82.75 |
286.13 |
63.87 |
Меркурий |
91.27 |
24.48 |
318.39 |
82.99 |
281.01 |
61.45 |
Венера |
97.10 |
28.74 |
30.16 |
88.76 |
272.76 |
67.16 |
Земля |
122.93 |
27.10 |
89.99 |
66.56 |
0.00 |
90.00 |
Марс |
93.16 |
3.27 |
352.91 |
63.29 |
317.68 |
52.89 |
Юпитер |
94.00 |
30.63 |
247.84 |
87.78 |
268.05 |
64.49 |
Сатурн |
126.15 |
21.35 |
79.53 |
61.95 |
40.60 |
83.54 |
Уран |
7.13 |
14.55 |
257.75 |
7.81 |
257.43 |
-15.10 |
Нептун |
78.33 |
7.50 |
319.24 |
61.97 |
299.36 |
43.46 |
Плутон |
56.14 |
-21.65 |
318.34 |
25.60 |
313.02 |
9.09 |
Галактика |
0.00 |
90.00 |
180.09 |
29.81 |
192.86 |
27.13 |
Эклиптика |
96.39 |
29.81 |
0.00 |
90.00 |
270.00 |
66.56 |
Где:
-
lg и bg
— галактическая долгота и широта (градусы).
-
le и βe
— эклиптическая долгота и широта (градусы).
-
RA — прямое
восхождение, Dec — склонение (градусы).
-
Reference Date:
12:00 UT 1 Jan 2000 (JD 2451545.0)
За внешнюю сферу "неподвижных звёзд" Платона я приму
Галактику (нашу галактику "Млечный путь").
Отметим на карте звёздного неба положение полюсов всех семи
планет (Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн) и северного
полюса Галактики, и проведём через каждый из них окружности с центром в северном
полюсе эклиптики.
Рисунок 5
Это изображение создано астрономической программой
SkyMap. Северный полюс эклиптики в
центре изображения.
Конечно, рисунок 5 не отражает точного следа полюсов планет
в ходе прецессии, но в целом картина выглядит именно так.
Радиусы окружностей на рисунке 5 равны (90° - βe),
где βe — эклиптическая широта (см. табл. 1). Строки следующей таблицы
упорядочены по возрастанию радиуса.
Таблица 2
|
|
βe |
90° - βe |
1 |
Венера |
88.76 |
1.24 |
2 |
Юпитер |
87.78 |
2.22 |
3 |
Меркурий |
82.99 |
7.01 |
4 |
Солнце |
82.75 |
7.25 |
5 |
Земля |
66.56 |
23.44 |
6 |
Марс |
63.29 |
26.71 |
7 |
Сатурн |
61.95 |
28.05 |
8 |
Галактика |
29.81 |
60.19 |
Теперь, удалив фон звёздного неба на рисунке 5, получим
изображение только этих окружностей.
Рисунок 6
Сравните рисунок 6 с рисунком 2 (вид веретена Ананки
сверху), построенным в соответствии с описанием Платона. Они практически
идентичны. Здесь видно такое же характерное разделение семи планет на 3 группы
(2, 2, 3) и внешний восьмой круг. И здесь также виден странный, перепутанный
порядок планет.
Вид сбоку на эту картину (без внешнего круга) можно
представить себе так.
Рисунок 7
Вот и получили античное веретено. Сравните рисунок 7 с
рисунком 1.
Таким образом, описание Платона соответствует современной
картине прецессионного движения планет.
Складывается впечатление, что кто-то популярно объяснял
нашим предкам прецессионное движение планет, обращая внимание на важность этого
явления для самого существования цивилизации.
Далее оказалось, что и слова Платона о гармонии и "стройном
созвучии" небесных сфер подтверждаются современными данными.
Продолжение (см.
Часть вторая)
Спасибо за посещение моего сайта
|